В первом чтении принят закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан»
На заседании 18 декабря депутаты Государственной Думы рассмотрели законопроект первого чтения «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан».
Законодательную инициативу Правительства представил статс-секретарь – заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации Андрей Пудов.
По его словам, проект федерального закона предусматривает изменение условий установления дополнительных к страховой пенсии по старости выплат – пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Российской Федерации, должности муниципальной службы и отдельным лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, а также муниципальные должности, замещавшиеся на постоянной основе.
Данным законопроектом предусматривается постепенное увеличение пенсионного возраста, дающего право на назначение и выплату страховой пенсии по старости, фиксированной выплаты к пенсии по старости и повышения фиксированной выплаты к ней этой категории лиц до 65 лет (а досрочно назначаемых пенсий: для мужчин на 5 лет, для женщин – на 10 лет больше возраста, предусмотренного статьями 30-33 действующего Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400 «О страховых пенсиях»).
Переходный период по увеличению возраста, дающего право на назначение и выплату страховой пенсии, будет проводиться ежегодно по полгода до 65 лет. Законопроектом устанавливается минимальный стаж государственной службы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет и определение ее размера, 20 лет (в настоящее время – 15 лет).
Замминистра напомнил, что единые требования к необходимому минимальному стажу отсутствуют, и в настоящее время он устанавливается в диапазоне от 10 до 20 лет каждым субъектом Федерации (органом местного самоуправления) самостоятельно.
В законопроекте предусмотрен плавный переход ежегодно по полгода до 20 лет. В связи с этим законопроектом устанавливаются единые основные условия, определяющие право на пенсионное обеспечение, как федеральных государственных гражданских служащих, так и гражданских служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих. Вносятся изменения в действующее законодательство о муниципальной службе: закрепляется основное условие для назначения пенсии за выслугу лет всем государственным гражданским и муниципальным служащим – наличие стажа госслужбы не менее 20 лет. Иные условия для назначения этой пенсии и ее размер будут устанавливаться органами субъектов Федерации и муниципальными органами с учетом финансово-экономических возможностей соответствующего субъекта.
С содокладом выступил заместитель председателя Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Виктор Казаков. По его словам, Комитет считает «вполне обоснованной и заслуживающей поддержки идею установления общих, единых для всех уровней – федерального, регионального и местного – подходов к формированию пенсионных прав лиц, замещающих должности государственной и муниципальной службы». Также, по мнению Комитета, может «быть поддержана идея законопроекта о повышении предельного возраста пребывания на гражданской службе до 65 лет».
В дополнительном обосновании, по мнению Комитета, нуждаются следующие моменты: поэтапное повышение на пять лет стажа, дающего право на государственное пенсионное обеспечение, а также стажа, дающего право на назначение максимальной пенсии по государственному пенсионному обеспечению (с 15 до 20 лет и с 25 до 30 лет соответственно). Члены комитета уверены, что существующие требования к стажу на федеральном уровне и так не являются излишне мягкими, к тому же предлагаемые пороговые значения не вполне коррелируют с аналогичными значениями, установленными для других видов службы, службы на иных должностях, что затрудняет их комплексную оценку.
Кроме того, Комитет считает необходимым уточнить экономические показатели законопроекта. Комитет подверг критике и неравное повышение пенсионного возраста для мужчин на 5, а для женщин на 10 лет. Отметил, что реализация проектируемых норм приведет к тому, что определенная группа граждан будет ограничена в правах по сравнению с остальным населением. Одним из таких прав, зависящих от права на страховую пенсию, является право на применение коэффициента повышения индивидуального пенсионного коэффициента в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».
Более того, Комитет обращает внимание на то, что Законом «О страховых пенсиях» предусматривается формирование пенсионных прав на страховую пенсию по старости на равных для всех застрахованных условиях, в равном возрасте. В связи с этим возражение Комитета вызывает, что только в отношении государственных и муниципальных служащих возраст, когда они получают возможность реализовать свои уже сформированные пенсионные права, произвольно переносится на 5 и более лет. При этом умышленно упускается из виду, что ожидаемая продолжительность жизни мужчин в Российской Федерации, по данным Росстата, превысила 65 лет только в 2013 году, составив 65,13 лет. В таком контексте сама идея отложения пенсионных выплат до возраста 65 лет фактически будет означать отказ от государственного пенсионного обеспечения, уже закрепленного в законодательстве.
Комитет констатирует, что предлагаемое законопроектом повышение пенсионного возраста в отношении государственных и муниципальных служащих наряду с установленными в отношении них ограничениями и запретами приведет к нивелированию социальных гарантий для этой категории граждан. По мнению Комитета, законопроект в этой части должен быть скорректирован с учетом требований Конституции Российской Федерации.
В целом, Комитет отмечает, что, с одной стороны, совершенствование социальных гарантий для лиц, находящихся на публичной службе, должно осуществляться комплексно и касаться в равной степени всех видов такой службы. С другой стороны, такое совершенствование должно вестись не по пути сокращения гарантий, а напротив, повышения их эффективности.
Резюмируя, Виктор Казаков подчеркнул, что Комитет считает возможным поддержать принятие в первом чтении данного проекта федерального закона при условии его дальнейшей доработки с учетом замечаний.
От непарламентских партий поступили вопросы о численности данной категории пенсионеров и об установлении норм периода выплаты пенсий; о нарушении Конституции в связи с «кадровым застоем» из-за принятия закона; о динамике выхода на пенсию и экономическом эффекте и об анализе средней продолжительности жизни мужчин и их перспективах получения пенсии; о противоречии законопроекта 119 статье Конституции и о «порочности такого подхода» к госслужащим в социальном государстве; об оценке последствия принятия закона для рынка труда, в частности, для молодежи, и о дальнейших шагах государства по лишению пенсионных накоплений граждан; о неэффективности использования бюджета Пенсионного фонда в регионах и о распространении общих принципов (гендерного равенства) госслужбы для других категорий граждан; о предварительной оценке оттока госслужащих в связи с принятием данного закона и о подготовке нормативно-правовых актов, повышающих качество работы госслужащих; о своевременности данной инициативы Правительства и о достаточности индексации пенсии на 4% при инфляции выше 13%; об изучении опыта иностранных государств с учетом продолжительности жизни и о перспективах изменения размера пенсии за выслугу лет.
От парламентских партий вопросы задали депутаты: нарушении законодательства в отношении членов Верховного Совета; о нарушении конституционных прав отдельной категории граждан; об ухудшении положения льготных категорий; о статистике и сохранных нормах для инвалидов; о «неспособности правительства обеспечить достойное пенсионное обеспечение граждан без данных инквизиторских мер» и перспективах распространения норм закона на другие категории граждан; об ущемлении профессиональных прав граждан; о соотношении одномоментного и поэтапного увеличения пенсионного возраста; о приведении норм регионального законодательства до федерального уровня.
От политических партий, не представленных в Государственной Думе, выступили:
- Руководитель Социал-демократической фракции партии Яблоко Анатолий Голов высказался «категорически против законопроекта», предложил отправить в отставку Правительство, которое пытается заставить «за кризис ответить пенсионеров».
- Член Центрального политического совета Политической партии «Патриоты России» Сергей Глотов выступил с критикой региональной и промышленной политики действующей власти, партия против принятия закона.
- Председатель центрального комитета Политической партии «Коммунисты России» Максим Сурайкин высказал уверенность, что принятие данной инициативы Правительства приведет к увеличению повсеместного пенсионного возраста и, как следствие, к социальному взрыву в обществе.
- Член Бюро Президиума Политического совета политической партии «Родина» Федор Бирюков заявил, что партия не поддерживает законопроект, так как он нарушает конституционные права граждан, противоречит семейной политике и позиции Президента России, противоречит социальному характеру государства, гарантированному Конституцией Российской Федерации, призвал отложить принятие закона на несколько лет, так как экономический эффект минимален, а социальные последствия негативные.
- Председатель политической партии «Гражданская платформа» Рифат Шайхутдинов также считает, что экономический эффект от данной инициативы минимален, а социальные и политические последствия предсказуемы. Реформа пенсионной системы (по баллам) привела к путанице, – считает политик. «Нам нужна не стагнация, а развитие», – резюмировал он.
- Председатель Центрального Совета Политической партии «Союз Горожан» Вячеслав Смирнов отметил, что даже лояльный электорат воспринимает этот закон с сомнением, а остальная часть населения негативно, протестные настроения будут расти. Пообещал от имени оппозиционных партий на будущих выборах использовать данный закон против действующей власти.
- Председатель политической партии «Казачья партия Российской Федерации» Николай Константинов из патриотических соображений и экономического состояния страны поддержал законопроект, призвал общество к консолидации, выразил уверенность, что «народ созрел и инициативу поддержит».
- Председатель Общероссийской политической партии «Народная партия «За женщин России» Галина Хавраева выступила против повышения пенсионного возраста, отметив остроту проблемы, признала, что мнимая экономия в 662 млн. рублей приведет к улучшению положения высшей категории чиновничества и ухудшению жизни для остальных граждан, в качестве доказательства привела показатели смертности и продолжительности жизни, заявила, что «сегодня нужно говорить не о повышении пенсионного возраста, а о черте бедности».
- Председатель Всероссийской политической партии «Женский Диалог» Елена Семерикова поддержала законопроект и равноправный гендерный подход к «распоряжению человека своими способностями».
От думских фракций выступили:
- Николай Коломейцев (КПРФ) отметил целый ряд отрицательных заключений на законопроект и «пять решений Конституционного Суда», предложил систематизировать расходы госкорпораций, изменить кредитно-денежную политику Центрального Банка. Главная цель закона – запуск всемерного повышения пенсионного возраста, считает депутат. КПРФ «категорически против такого рода законопроектов», заявил он.
- Сергей Катасонов (ЛДПР) предложил определить «сверхзадачу внесенного законопроекта», выразив уверенность, что ни в политическом, ни экономическом, ни в государственном аспекте закон пользы не принесет, фракция законопроект не поддержит.
- Андрей Исаев (ЕР) рассказал о видении фракции «идеи возникновения законопроекта», «поддержки в обществе», решения «важной политической задачи», подчеркнул новизну – в унификации подхода, фракция инициативу Правительства поддержит.
- Андрей Руденко (СР) заявил, что закон «чисто политический», призванный «дискредитировать депутатов Госдумы», фракция голосовать не будет по законопроекту, нарушающему Конституцию, и будет тщательно отслеживать вносимые ко второму чтению поправки.
В заключительном слове представитель субъекта права законодательной инициативы Андрей Пудов и заместитель председателя Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Виктор Казаков призывали поддержать данную законодательную инициативу и подтверждали неизменность концепции законопроекта ко второму чтению, обещали учесть высказанные рекомендации и предложения депутатов и представителей непарламентских партий.
Подготовлено по материалам официального сайта Государственной Думы