Во втором чтении принят законопроект, касающийся продолжительности отпусков госслужащих
18 мая 2016 года на дневном пленарном заседании Госдумы был рассмотрен проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 45 и 46 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в части упорядочения продолжительности отпусков на государственной гражданской службе)» (далее – законопроект). От Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Заур Геккиев рекомендовал принять законопроект во 2-ом чтении. Приняты таблицы поправок.
Законопроект подготовлен Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации во исполнение пункта 4 поручения Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 03 октября 2015 г. № ДМ-П13-672с в целях оптимизации продолжительности отпусков на государственной гражданской службе (далее – гражданская служба).
Законопроектом предусматривается пересмотр продолжительности следующих видов отпусков на гражданской службе:
- ежегодного основного оплачиваемого отпуска (далее – основной отпуск);
- ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет (далее – отпуск за выслугу лет);
- ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска государственным гражданским служащим (далее – гражданские служащие), для которых установлен ненормированный служебный день (далее – отпуск за ненормированный служебный день).
Так, действующей редакцией частей 3 и 4 статьи 46 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ) установлена дифференцированная продолжительность основного отпуска в зависимости от группы замещаемой должности гражданской службы:
- по высшим и главным должностям – 35 календарных дней;
- по иным должностям – 30 календарных дней.
Учитывая, что на гражданской службе предусматриваются отдельные виды отпусков, учитывающие продолжительность стажа гражданской службы, а также объем и сложность выполняемых задач и полномочий, исходя из которых гражданским служащим устанавливается ненормированный служебный день, законопроектом предусматривается установление одинаковой продолжительности основного отпуска для всех гражданских служащих вне зависимости от группы замещаемых ими должностей – 30 календарных дней.
В целях упорядочивания продолжительности отпуска за выслугу лет законопроектом предусматриваются также изменения в часть 5 статьи 46 Федерального закона № 79-ФЗ, учитывающие положения законодательства Российской Федерации о государственной службе иных видов, регламентирующие схожие вопросы в отношении сотрудников федеральных государственных органов, осуществляющих функции в сфере правоохранительной деятельности.
Принимая во внимание, что одной из основополагающих целей предоставления отпуска за выслугу лет является мотивация гражданских служащих к продолжительной профессиональной служебной деятельности на гражданской службе, законопроектом предусматривается повышение стимулирующей роли данного вида отпуска посредством сохранения установленной Федеральным законом № 79-ФЗ максимальной продолжительности с одновременным пересмотром требований к стажу гражданской службы, исходя из которого определяется продолжительность отпуска за выслугу лет.
Так, законопроектом предлагается установить следующее соотношение продолжительности стажа гражданской службы и отпуска за выслугу лет:
- при стаже гражданской службы от 1 года до 5 лет – 1 календарный день;
- при стаже гражданской службы от 5 до 10 лет – 5 календарных дней;
- при стаже гражданской службы от 10 до 15 лет – 7 календарных дней;
- при стаже гражданской службы 15 лет и более – 10 календарных дней.
Предлагаемый законопроектом подход позволит обеспечить оптимизацию бюджетных расходов на отплату отпусков гражданских служащих в связи с существенным усилением дифференциации продолжительности отпуска за выслугу лет в зависимости от стажа гражданской службы, сохраняя при этом мотивационную составляющую данного вида отпуска и обеспечивая единство подходов к организации гражданской службы и государственной службы иных видов.
Законопроектом предлагается также дополнительно урегулировать вопросы, связанные с предоставлением отпуска за ненормированный служебный день.
Частью 4 статьи 45 Федерального закона № 79-ФЗ установлена только нижняя граница продолжительности отпуска за ненормированный служебный день, составляющая 3 календарных дня.
Таким образом, действующим законодательством Российской Федерации предоставлено право государственному органу самостоятельно определять максимальную продолжительность указанного отпуска своим локальным нормативным актом.
Из-за отсутствия законодательно установленных ограничений продолжительности отпуска за ненормированный служебный день локальными нормативными актами отдельных государственных органов предусмотрена чрезмерно высокая продолжительность данного отпуска, достигающая 18 календарных дней и более.
Отсутствие единых требований к продолжительности отпуска за ненормированный служебный день приводит также к существенной дифференциации в условиях прохождения гражданской службы в различных государственных органах.
В целях урегулирования данных вопросов законопроектом предусматривается установление императивной нормы о продолжительности отпуска за ненормированный служебный день в количестве 3 календарных дней.
Одновременно, учитывая, что отпуска на гражданской службе регламентированы статьей 46 Федерального закона № 79-ФЗ, законопроектом предусматриваются редакционные изменения в части включения положений, регулирующих вопросы предоставления гражданским служащим отпуска за ненормированный служебный день, в статью 46 Федерального закона № 79-ФЗ, исключив их из статьи 45 данного Федерального закона.