Закону о государственной гражданской службе – 20 лет
27 июля 2004 года – знаменательная дата для российской государственной службы. В этот день был подписан Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ставший основой для ее развития и преобразования на протяжении двух прошедших десятилетий.
За прошедшие два десятилетия государственная служба претерпела значительные преобразования, перейдя от традиционных форм к современной системе, ориентированной на гражданина. Сегодня государственные служащие – это сплоченная команда профессионалов, чьи усилия направлены на решение важнейших задач страны, на обеспечение благополучия и безопасности граждан.
Особое внимание уделяется профессиональному развитию государственных служащих, что позволяет повысить качество и эффективность их работы. Но в годовщину принятия действующего закона о гражданской службе, большинство сотрудников органов публичной власти вряд ли вспомнят о предшественнике нынешнего закона – Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации». Вместе с тем именно он заложил фундамент современной государственной службы, а многие его положения нашли отражение в действующем законодательстве.
Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» был принят Государственной Думой 5 июля 1995 года и 31 июля этого года подписан Президентом России Борисом Николаевичем Ельциным. Закон состоял из 30 статей, касавшихся организации государственной службы и основ правового положения государственных служащих, в том числе – принципов государственной службы.
Первый закон о государственной службе предусматривал замещение государственных должностей государственной службы, которые делились на три категории – «А», «Б» и «В», которая была впоследствии отменена. А вот введенная данным законом классификация должностей государственной службы по группам – от младшей до высшей – сохранилась и в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Как и в действующем законодательстве о гражданской службе, законом предусматривались нормы о правах и обязанностях государственного служащего, ограничениях, связанных с государственной службой, оговаривались вопросы представления сведений о доходах и об имуществе, ответственность, гарантии, вопросы денежного содержания и предоставления отпуска, пенсионного обеспечения, исчисления стажа, конкурсного замещения должностей, аттестации и испытания.
Стоит отметить особенности правового регулирования государственной службы того времени, а именно уже не применяемый инструмент конкурса-испытания, который мог включать в себя прохождение испытания на соответствующей государственной должности государственной службы, завершаемое государственным квалификационным экзаменом.
К числу особенностей первого закона о государственной службе можно отнести и то, что гражданин поступал на государственную службу на условиях трудового договора. Вместо привычных нам классных чинов государственной гражданской службы действовала система квалификационных разрядов, а аттестация проводилась не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года.
Федеральным органом по вопросам государственной службы был определен Совет по вопросам государственной службы при Президенте Российской Федерации, состоявший из равного числа представителей Президента, палат Федерального Собрания, Правительства и высших органов судебной власти Российской Федерации.
1 февраля 2005 года, со дня вступления в силу Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», двадцатилетие со дня принятия которого отмечается сегодня, Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» окончательно утратил силу, войдя в историю развития отечественной государственной службы.
Источник: https://gossluzhba.gov.ru/news